Украинские радикалы как инструмент давления на местное самоуправление

1. Как официальный Киев использует радикалов для запугивания и ограничения местного самоуправления? 2. Радикализация общественных отношений как инструмент шантажа меньшинств и политической оппозиции. 3. «Повязать кровью», или Для чего украинские власти закрывают глаза на бесчинства крайнеправых движений?

Несмотря на политику децентрализации и увеличения роли местного самоуправления, проводимую официальным Киевом под давлением Европейского Союза и западных финансовых доноров – в действительности в Украине после революции 2014 г. так и не произошло изменения баланса властей. Украинское государство сохраняет все черты президентской республики – с тем отличием, что в нынешней ситуации все больше властных рычагов задействуются неофициально и с привлечением третьих сторон. Так, несмотря на фасадные реформы и публичные заявления, Администрация Президента Петра Порошенко через областные советы и местные государственные администрации жестко контролирует процесс децентрализации и перераспределение территорий местных общин, воспринимая местную власть как инструмент в реализации единой государственной политики – и превращая ее представительские органы в послушные образования.

Учитывая разногласия между публичной позицией киевской власти и ее реальными интересами, политические элиты не могут проводить политику усиления центра официально – и все чаще используют в своих целях подконтрольные средства массовой информации, общественные организации и радикальные группировки, которые, при содействии или невмешательстве полиции и спецслужб, выполняют «грязную работу» по усмирению очагов сопротивления на местах. Последние с подачи официального Киева становятся главным инструментом давления не только на парламент, но и на местные советы – постепенно превращаясь в «третью власть» в Украинском государстве. Усиление роли и значения крайнеправых групп и организаций в современной Украине вполне логичны, ведь именно они составляли наиболее радикальный и действенный костяк протестующих на Евромайдане в 2013–2014 гг., а после активного участия в военных действиях на Востоке Украины в составе добровольческих батальонов – обрели не только боевой опыт, но общественную, медийную и политическую легитимацию.

Киевская власть отдает себе отчет в том, что именно праворадикальные движения, как наиболее пассионарные и склонные к протестным действиям, пройдя через Евромайдан и войну на Востоке, составляют наибольшую внутриполитическую угрозу. Именно поэтому в Украине, в соответствии с древнеримским принципом «Divide et impera!» – «Разделяй и властвуй!», при помощи СМИ и политических технологий создаются искусственные бреши и разломы, очаги общественных конфликтов, в которые, как пушечное мясо, первыми бросают радикалов и фанатиков. Попутно – их руками зачищая и расправляясь с лагерем политических оппонентов, которых при помощи СМИ и манипуляций общественным мнением выставляют в роли «предателей» народа, государства, национальных интересов, как иностранную агентуру и воплощение «пятой колонны» в Украине. И если в первые годы войны на Востоке подобная риторика, исходя от центральной власти, еще могла находить какой-то отклик и общественное оправдание, то, начиная с 2016 г., она все чаще звучит на правомаргинальном фланге. Хорошо понимая двусмысленность подобной политики, киевская власть отдает ее на откуп украинским националистам и праворадикалам – в первую очередь, наиболее инкорпорированным в политическую систему страны партиям «Свобода», «Правый сектор», «Национальный корпус», а также связанным с ними общественным организациям C14, «Сокол», «Восточный корпус» и парамилитарным «Национальным дружинам». Чем больше умалчивает и бездействует власть – тем громче говорят и действуют праворадикалы, которым дают зеленый свет для реализации политики запугивания и подавления оппозиционных очагов.

Вся серьезность ситуации видна по тому, что во «врагов режима» с подачи националистов постепенно превращаются не только разношерстные критики власти, но и наиболее самостоятельные органы местного самоуправления. Акция по их усмирению, начатая Киевом в 2017 г., с каждым годом набирает обороты – и в преддверии президентской избирательной кампании 2019 г. можно лишь ожидать ее усиления. Примеры давления на региональные власти имеют место во всех частях Украины – наиболее яркие: во Львовском областном, Черкасском и Харьковском городских советах в 2017 и 2018 гг. Штурм львовского регионального парламента 30 мая 2017 г. радикалами из партий «Свобода» и «Национальный корпус» стал первой ласточкой в процессе давления на органы местного самоуправления. Смехотворность повода – требование радикалов принять декларативное, ничего не значащее обращение областного совета к Верховной Раде, продолжительная организация и подготовка силовой акции, нежелание разрешить конфликт переговорами, организованный подвоз сотен активистов из других регионов страны – при абсолютном бездействии спецподразделений полиции, безучастно наблюдавших за штурмом и погромом местного органа власти – свидетельствуют и совершенно иной, сугубо политической причине описываемых событий. А именно: о осознательном запугивании оппозиционной львовской власти со стороны Киева, который в своих целях как инструмент использовал послушных националистов.

Показательно, что руководство местного отделения партии власти «Солидарность» в лице главы Львовского областного совета Александра Ганущина обвинило в попытках дестабилизации не радикалов и даже не бездействовавшую полицию, через министра внутренних дел Арсена Авакова целиком подконтрольную Киеву – но оппозиционную к власти партию «Самопомощь», лидер которой, мэр Львова Андрей Садовой считается одним из основных претендентов на президентский пост в 2019 г. Разрушение образа одного из наиболее успешных и либеральных городов Западной Украины, его дестабилизация и подавление местных властей руками праворадикалов, которые получили от центральной власти carte blanche на любые нарушения криминального законодательства и общественного порядка – стали первой вехой в марше националистов местными городскими советами. Наиболее активны в этой роли партия «Свобода» под руководством бывшего парламентария Олега Тягнибока (давний и непримиримый оппонент Андрея Садового во Львове), а также партия «Национальный корпус» под руководством народного депутата Андрея Билецкого, возникшая на базе националистической организации «Патриот Украины» и полка особого назначения «Азов» в составе Национальной гвардии Украины (находящейся в прямом подчинении Министерства внутренних дел). Именно последняя, при молчаливом содействии силовых структур, проявляет наибольшее участие в политических конфликтах на местах – будучи верна заявлению Андрея Билецкого: «Мы будем приходить в другие областные советы, мы будем продолжать это делать».

Так, 29 января 2018 г. активисты «Национального корпуса», скрывавшие свои лица за масками и балаклавами, ворвались на сессию Черкасского городского совета, устроив потасовку з депутатами и принудив их проголосовать за городской бюджет в редакции исполнительной власти, возглавляемой мэром Черкасс Анатолием Бондаренко. Слухи о том, что в конфликте местных депутатов и городского главы последнего поддержал министр внутренних дел Арсен Аваков – один из лидеров властной коалиции и правопопулистской партии «Народный фронт», возглавляемой экс-премьер-министром Украины Арсением Яценюком – косвенно подтвердились не только традиционным бездействием полиции, но и публичным заявлением советника министра МВД Станислава Речинского, по мнению которого праворадикалы посредством незаконного давления «достигли достойного результата». Который всеукраинская газета «День» определила как «опасную тенденцию» для украинской демократии, а бывший мэр Черкасс Сергей Одарич прямо назвал «неприемлемыми бандитскими методами», когда активисты при содействии полиции и центральной власти принуждают местные советы «принимать решения, с которыми делегированные народом представители не согласны».

Очевидно, что с рядом подобных решений не согласны и сами националисты, которых втянули в опасную политическую игру – выйти из которой без жертв и последствий представляется невозможным. Мы убеждены, что разного рода бесчинства, нарушения общественного порядка и криминального законодательства правыми маргиналами (как-то серийные нападения и погромы ромских лагерей в Киеве и Львове в апреле и июне 2018 г.), политически мотивированные убийства, на которые власть сознательно закрывает глаза – часть технологии «окучивания» националистов. Допуская множественные правонарушения и собирая (даже фактически: собственноручно создавая) компромат на рядовых радикалов и руководителей правого движения, украинская власть, полиция и спецслужбы к сегодняшнему времени практически полностью «приручили» националистов, «повязав» их кровью и превратив в послушные орудия собственной политики. В данном контексте весьма поучительны обыски, которые полиция провела на главной базе «Национального корпуса» в Киеве 23 марта 2018 г. – мы определенно интерпретируем их как угрозу со стороны власти в адрес самих праворадикалов, сигнал-напоминание от руководства страны о том «кто в доме хозяин».

Судя по всему, напоминание учли, ибо уже 20 июня 2018 г. активисты «Национального корпуса» организовали погром в Харьковском городском совете и устроили самосуд над вице-мэром Харькова Андреем Руденко. Как и в случае штурма Львовского областного совета в 2017 г., поводом послужил малозначимый конфликт футбольных фанатов с местной властью в связи с планами застройки территории, прилегающей к главному городскому стадиону «Металлист». Подлинные же причины, скорее, следует искать в попытке Администрации Президента надавить на популярного харьковского мэра Геннадия Кернеса и заручиться его поддержкой на президентских выборах в марте 2019 г. – в строгом соответствии с политикой ограничения местного самоуправления и мобилизации его ресурсов в интересах центральной власти. На первый взгляд спонтанные погромы националистов легли в одну линию с обысками, несколькими неделями ранее проводившимися Службой безопасности Украины на коммунальных предприятиях Харькова. Эти действия, как и оставшийся безнаказанным разгром городского совета, Геннадий Кернес прямо назвал попыткой незаконного «захвата власти» и «сознательной дискредитацией органов местного самоуправления». То, что эта попытка оказалась успешной – можно сделать вывод из решения суда от 10 августа 2018 г. о прекращении криминального преследования Геннадия Кернеса в деле нападания на активистов Евромайдана 25 января 2014 г., которое стало завершающей, но явно не последней вехой в истории шантажа местных властей.

Святослав Вышинский,
доклад на фестивале «Baloldali Sziget» (Сигетмоностор, Венгрия, 25 августа 2018 г.)

0 коментарів

Тільки зареєстровані та авторизовані користувачі можуть залишати коментарі.
або Зареєструватися. Увійти за допомогою профілю: Facebook або Вконтакте