Тезисы к «Обществу свободы» (ч. 1)

Тезисы к первой части беседы Святослава Вышинского и Руслана Бизяева «Общество свободы» 22 августа 2022 г.

Свобода как неограниченность, Бог или Мировой дух как единственный безусловно свободный субъект.
Теологическая дискуссия, свобода быть и свобода не быть (Алексей Кириллов), свобода произвола.
Архетип человека — Герой, бросающий вызов детерминизму и миропорядку.
Человек меняет мир, начиная с изгнания из Рая, со-творец, со-разрушитель.

Отказаться от свободы возможно лишь вернувшись в биологическую нишу, то есть исключив сознание.
Деградировать до примата (то, чем занимается общество).

Свобода как необусловленность внешним целеполаганием.
Собственное целеполагание может быть лишь осмысленным, осознанным.
Являемся инструментами внешних сил лишь постольку, поскольку не владеем полнотой их знаний (свобода = воля + мышление).

Человек существенно мыслящее, свободное и волевое.
Человек единственный в космосе рефлексирует свободу, ее цели и границы.
Отсутствие биологической нишы (Гейдар Джемаль), сознание как Ничто (Жан-Поль Сартр).
Человек есть воля, направленность, в частности временность, направленность во времени (смертность, Мартин Хайдеггер).
Осознание конечности и направленности бытия делает человека свободным в выборе будущего (смерть осмысляет).
Осознание конечности делает человека смертным (жить словно бессмертные, зная о своей конечности), временность как смертность.

Свобода есть воля, направленная во времени и пространстве.
Свободное сознание «ничтожит», преображая реальность в мир искусства (т.е. искусственного: цивилизация и культура).

Смерть придает смысл жизни, смысл обретается в свободе выбора (Райский сад) быть или не быть.
Быть свободным значит быть человеком, быть человеком — быть свободным.
Достоинство человека не только мышление (свобода мышления), но и воля (свобода волеизъявления).
Свобода — гуманистическая ценность, либерализм, либертарианство — гуманистические идеологии.

Два вида свободы: свобода-от (свободность) и свобода-для (суверенность).
Свобода-для как подмена, скрывающая принуждение (осознанная необходимость: «тотальная мобилизация»).
Свобода-для определяется свободой выбора или свободой отказа, иначе это принуждение.

Ограничение свободы — ограничение человечности, недоверие к человеку или презрение к нему.
Политика дисциплинарного общества изживает свободу, вырождается в социализм, в человейник.
В человейнике свобода есть осознанная необходимость, то есть абсолютным субъектом становится общество.
Иными словами: Мировой дух, историческая необходимость, национальная идея, государство и т.д., Папа—Вождь—Царь как наместник Бога на земле.

Первая эмансипация от традиции — христианство, митраизм и другие прозелитические религии.
Свобода вероисповедания, принятия и отречения от священного.
Выход из-под диктата рода, полиса, традиции, архетип Пророка (Первый модерн), община как субъект свободы.

Когда религия институционализировалась (община > Церковь) вторая эмансипация — идеология.
Выход из-под диктата священного, партия как субъект свободы, человек как мера вещей, архетип Героя (Второй модерн).
В XX веке институционализируется идеология, слившаяся с государством (партия > государство—Левиафан).
Следовательно, ныне свобода измеряется радикальностью вызова, который человек или община могут бросить обществу и государству.
Свобода волюнтарна, не ограничена рациональными рамками, проявление чистой воли, вызов судьбе.

22.08.2022

0 коментарів

Тільки зареєстровані та авторизовані користувачі можуть залишати коментарі.
або Зареєструватися. Увійти за допомогою профілю: Facebook або Вконтакте